Якорь позволяет удерживать судно в определенном положении,
противодействуя в открытом море внешним силам, таким как ветер, морское
волнение, течение и т. д. В основном суда стоят на якоре, когда они находятся
на рейде и ждут входа в гавань, а также в аварийных ситуациях, когда, например,
судну угрожает посадка на мель. К якорному устройству относятся: якорь, якорная
цепь и якорный шпиль, или якорная лебедка. На рисунке ниже изображены различные
типы якорей.
Шлюпка – это гребно-парусное плавсредство. В большинстве
случаев для шлюпки весельная тяга является основной. Поэтому
рассмотрение и изучение техники гребли и управления гребной шлюпкой для
личного состава шлюпки очень важно.
Движение
гребной шлюпки требует больших физических нагрузок гребцов, их навыков
и использования ими правильной техники гребли, успешного и
своевременного выполнения команд рулевого и старшины шлюпки. Обучение
гребли является очень важной задачей при подготовки гребцов в цикле
занятий по морской практике и начинается еще на берегу, потом на воде в
неподвижном положении, в одиночку и потом в команде полного состава.
Обучение гребле и управлению шлюпкой на веслах производится после того,
как обучаемые изучат устройство, вооружение и снабжение шлюпки, а также
нормы ее эксплуатации в различных условиях плавания. В качестве
руководителей занятий привлекаются офицеры и старшины, имеющие
удостоверение на самостоятельное управление шлюпкой.
В состав учебной команды шлюпки входят руководитель занятий,
старшина шлюпки, назначенный из числа обучаемых, и шесть гребцов
(матросы, курсанты).
Совокупность вертикальных, горизонтальных и наклонных балок,
установленных на верхней палубе, называется рангоутом (рис. 7). Рангоут служит
для размещения постов наблюдения и визуальной связи, установки антенн
радиотехнических средств и огней судовой сигнализации, подъема флажных сигналов
и крепления деталей грузоподъемных устройств.