Шлюпка – это гребно-парусное плавсредство. В большинстве
случаев для шлюпки весельная тяга является основной. Поэтому
рассмотрение и изучение техники гребли и управления гребной шлюпкой для
личного состава шлюпки очень важно.
Движение
гребной шлюпки требует больших физических нагрузок гребцов, их навыков
и использования ими правильной техники гребли, успешного и
своевременного выполнения команд рулевого и старшины шлюпки. Обучение
гребли является очень важной задачей при подготовки гребцов в цикле
занятий по морской практике и начинается еще на берегу, потом на воде в
неподвижном положении, в одиночку и потом в команде полного состава.
Обучение гребле и управлению шлюпкой на веслах производится после того,
как обучаемые изучат устройство, вооружение и снабжение шлюпки, а также
нормы ее эксплуатации в различных условиях плавания. В качестве
руководителей занятий привлекаются офицеры и старшины, имеющие
удостоверение на самостоятельное управление шлюпкой.
В состав учебной команды шлюпки входят руководитель занятий,
старшина шлюпки, назначенный из числа обучаемых, и шесть гребцов
(матросы, курсанты).
Коллективные судовые спасательные средства (ССС) - это средства, которые могут использоваться группой людей.
Коллективные ССС и их спусковые устройства должны обеспечить надежную и безопасную работу с тем, чтобы они могли быть
спущены на воду при наименьшей осадке судна при крене 20° на любой борт и дифференте 10°.
Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на
воду в спокойных условиях не должны превышать по времени:
• 10 мин — для грузовых судов;
• 30 мин — для пассажирских и промысловых судов неограниченного района плавания.
Спасательные шлюпки и спасательные плоты, как правило,
должны размещаться на одной палубе, допускается размещение
спасательных плотов на одну палубу выше или ниже палубы, на которой
установлены спасательные шлюпки.
Шлюпка является первым «кораблем» моряка и относиться к ней нужно с
уважением. В этой главе рассказывается о видах шлюпок, их устройстве,
парусном вооружении, ходьбе на веслах и под парусом.
Авторы: Л. Н. Иванов, И. И. Хомяков, Н. П. Вдовиченко, И. А.
Загарин
Главы 7—9 написаны руководителем авторского коллектива капитаном 1 ранга Л. Н.
Ивановым, глава 1 — капитаном 1 ранга И. А. Загариным, главы 2—5 — капитаном 1
ранга И. И. Хомяковым, глава 6 — капитаном 1 ранга Н. П. Вдовиченко. Авторы
выражают свою признательность А. Н. Сунаеву, Н. Ф. Вечирко и В. А. Кузнецову за
критические замечания и пожелания, высказанные в адрес первого издания.