Воскресенье, 12/Май/2024, 11:55
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
История флота [3]
Судовождение [1]
Навигация [2]
Лоция [0]
Шлюпочное дело [6]
Такелажное дело [2]
Морские обычаи, церемонии, этика [0]
Судовая механическая служба [0]
Учебные видеоматериалы [0]
МППСС-72 [9]
Теория и устройство судна [0]
Радиотехническая служба и связь [1]
Морское дело и научно-техническое творчество юношества [1]
Международное морское право. Руководящие документы [0]
Словарь морских терминов [0]
Пограммы [0]
Программы подготовки курсантов
Партнёры
Погода в Севастополе

ForPost - Севастопольский новостной портал

Севастополь в Интернет - каталог сайтов Севастополя




Независимое телевидение Севастополя

Телеканал 1 Севастопольский
 Каталог статей
Главная » Статьи » Шлюпочное дело

Шлюпочная подготовка


 
Устройство шлюпки.

1 – Киль; 2 – Форштевень; 3 – Ахтерштевень; 4 – Привальные брусья; 5 – Транцевый брус; 6 – Шпангоуты; 7, 8 – Кормовая и носовая килевые деревянные кницы; 9 – Резен-киль; 10 - Доски обшивки борта; 11 – Ширстрек; 12 – Доски обшивки кормой плоскости; 13 – Банки; 14 - Кормовое сидение; 15 – Продольная банка; 16 – Кильсон; 17 – Чаки; 18 – Подушки; 19 – Подлегарс; 20 – Брештук; 21 - Планширь; 22 – Буртики; 23 – Кормовые накладки (деревянные кницы, старшинские сидения); 24 – Башмак для флагштока; 25 – Рыбины (6 шт.); 26, 27,28 – Кормовые решетчатые и носовой решетчатый люки; 29 – Пиллерсы; 30, 31 - Носовая и кормовые металлические угловые кницы; 32 – Кницы; 33 – Кницы с петлями; 34, 35 – Носовой и кормовой рымы; 36 – Галсовый гак; 37, 38 – Лифтинговые цепи; 39 – Степс; 40 – Подуключины; 41 – Утки; 42 – Вант-путансы; 43 – Киповые планки; 44 – Гнезда для нагелей; 45 – Наметка; 46 – Пластины для крепления наметки с болтом и гайкой; 47 – Обойма для флагштока; 48 – Килевая полоска; 49 – Рулевой стержень; 50 – Флюгарки.

 

Набор шлюпки представляет собой систему продольных и поперечных деревянных деталей корпуса шлюпки предназначенные для создания жесткости каркаса и придания формы (смотри рис. 1). Набор включает в себя: Киль (1); Форштевень (2); Ахтерштевень (3); Привальные брусья (4); Транцевый брус (5); Шпангоуты (6), кормовая и носовая килевые деревянные кницы (7; 8); резен-киль (9). Обшивка шлюпки представляет собой систему соприкасающихся досок обшивки, обеспечивающую герметичность борта шлюпки, форму борта и его прочность. Обшивка включает в себя: Доски обшивки борта (10); ширстрек (11); доски обшивки кормой плоскости (12). Деревянные элементы конструкции шлюпки переставляют собой систему деревянных деталей предназначенных для внутреннего и наружного оборудования шлюпки, создания несущих конструкций, продольного и поперечного усиления прочности корпуса шлюпки, создания соединений. Деревянные элементы конструкции шлюпки включают в себя: Банки (13); Кормовое сидение (14); продольная банка (15); кильсон (16); чаки (17); подушки (18); подлегарс (19); брештук (20); планширь (21); буртики (22); кормовые накладки (деревянные кницы, старшинские сидения) (23); башмак для флагштока (24). Съемные деревянные элементы: Рыбины (6 шт.)(25); кормовые решетчатые и носовой решетчатый люки (26; 27; 28); пиллерсы (29). Металлические элементы конструкции шлюпки представляют собой систему металлических деталей предназначенных для создания соединений и элементов креплений парусного, весельного и другого вооружения шлюпки. Металлические элементы конструкции шлюпки включают в себя: Носовая и кормовые металлические угловые кницы (30; 31); кницы (32); кницы с петлями (33); носовой и кормовой рымы (34; 35); галсовый гак (36); лифтинговые цепи (37; 38); степс (39); подуключины (40); утки (41); вант-путансы (42); киповые планки (43); гнезда для нагелей (44); наметка (45); пластины для крепления наметки с болтом и гайкой (46); обойма для флагштока (47); килевая полоска (48), рулевой стержень(49), флюгарки (50).

Предметы снабжения шлюпки.


1 — весло вальковое (а —рукоять; б — валек; в — кожа; г —веретено; д—лопасть; е —оковка); 2 — весло распашное; 3 — уключина; 4 — румпели; 5 — Военно-морской флаг в чехле; 6 — отпорные крюки (а — крюк; б — шток; в — клот); 7 — нагель; 8 — якорь; 9 — якорный канат; 10 — анкерок с ковшиком и пробкой; 11 —воронка к анкеркам; 12—ведро парусиновое; 13 —лейка деревянная; 14 — кранец; 15 — мат шпигованный; 16 — топор; 17 — киса с такелажным ножом и свайкой; 18 — Шлюпочная сигнальная книга в чехле; 19 — гоночный номер; 20 — ввертывающаяся пробка; 21 —дождевое платье (комплект); 22 — фонарная стойка; 23 — фалинь 24 — ответный вымпел; 25 — семафорные флажки; 26 — рангоутный чехол в сборе; 27 — шлюпочный компас; 28 — двухцветный фонарь; 29 —белый аккумуляторный фонарь; 30 — спасательный жилет.

Обучение гребле. Командные слова и их выполнение.

     Обучение гребле проводится на шлюпке, стоящей на выстреле, бакштове или у стенки. Оно начинается с изучения каждой команды и показа правильного её исполнения, т. е. не на время, а на правильность действий. Посадка в шлюпку производится по команде "Гребцы в шлюпку".
 
    Командные слова при управлении шлюпкой на веслах:
 
«Отваливай».
   Команда подается при отходе шлюпки от трапа, пристани и т. д. Гребцы, протягиваясь, дают ход шлюпке, отталкивают нос, вставляют уключины, разбирают весла. При начальном обучении команда «Отваливай» подразделяется на четыре команды:
 
«Протянуться».
    Гребцы ближайшего к кораблю (пирсу) борта вручную дают шлюпке ход вперед, протягиваясь крюками (или по концу).
 
«Оттолкнуть нос».
   Баковый длинным крюком, продолжая протягивать шлюпку, сильно отталкивает нос от корабля, а загребной коротким крюком усиливает ход шлюпки, после кладут крюки на рангоут клотами к корме шлюпки. Крюк при отталкивании следует держать только руками, не упираясь грудью или животом, чтобы в случае поломки древко крюка не поранило гребца.
 
«Уключины вставить».
    Гребцы, повернувшись в полоборота к бортам, вставляют уключины в свои гнезда и осматривают борта. Штерты, фалини и кранцы должны быть убраны в шлюпку и не висеть с бортов.
 
«Весла разобрать».
    На шлюпке с распашными веслами каждый гребец готовит весло для впереди сидящего (гребцы правого борта готовят весла на левом борту и наоборот), вставляя его в уключину, лопастью по направлению к корме шлюпки. На шлюпках с вальковыми веслами все гребцы берут свои весла: гребцы правого борта — правой рукой за рукоять, а левой — под валек; гребцы левого борта — левой рукой за рукоять, а правой — под валек; весла кладутся на планширь за вторую уключину (на барказах, полубарказах и катерах — за третью уключину). Вальки весел должны быть на уровне планширя и прижаты к бортам.
 
«Весла».
    Гребцы одновременно приподнимают весла и кладут их серединой кожаной обшивки в уключину, после чего удерживают весла перпендикулярно диаметральной плоскости шлюпки и параллельно поверхности воды. Руки располагаются на ширине плеч — ближайшая к борту на вальке, другая на рукоятке в обхват. Команда на распашных шлюпках не подается, так как на них весла кладутся в уключины по команде «Отваливай».
 
«На воду».
    Гребцы одновременно заносят лопасти весел к носу, вместе опускают лопасти в воду и начинают грести. При гребле по приемам команда «На воду» подразделяется на два приема:
«Раз».
    По команде «Раз» (подается коротко): гребцы быстро заносят лопасти весел в сторону носа шлюпки, неся их горизонтально и разворачивая под острым углом к воде (нижней кромкой к носу) в последний момент заноса. Голова гребца должна быть обращена к лопасти, ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вперед.
«Два-а-а».
    По команде «Два» (подается протяжно): гребцы сразу опускают лопасти в воду на половину или на две трети и, отклоняясь всем корпусом назад, сильно проводят их в воде на вытянутых руках так, чтобы по выходе из воды лопасти были горизонтальны. После приема «Два» выдержки не делается.
 
«Табань».
    Гребцы одновременно заносят лопасти весел на корму, опускают лопасти в воду и начинают грести в обратную сторону, давая шлюпке задний ход. При гребле по приемам команда «Табань» подразделяется на два приема: «Раз». По команде «Раз» (подается коротко): заносятся лопасти весел в сторону кормы. «Два-а-а». По команде «Два» (подается протяжно): проводятся лопасти весел по воде в направлении к носу шлюпки. Оба приема выполняются аналогично выполнению команды «На воду».
 
«Суши весла».
    Гребцы вынимают лопасти из воды и выравнивают их параллельно воде, а веретена весел – перпендикулярно диаметральной плоскости шлюпки.
 
«Весла в воду».
    Команда подается для резкого уменьшения хода шлюпки. Гребцы опускают лопасти ребром в воду (на одну треть); при большом ходе лопасти верхней кромкой слегка разворачиваются к носу.
 
«Весла по борту».
   Гребцы, не вынимая весел из уключин, быстро разворачивают их лопастями к корме гак, чтобы они легли по наружному борту шлюпки, а лопасти располагались вертикально к воде.
 
«Весла на укол».
    Гребцы встают, вынимают весла из уключин и, упираясь вальками весел в грунт, протягивают шлюпку. Команда эта подается обыкновенно при съемке шлюпки с. мели.
 
«Весла за борт».
   Гребцы разворачивают весла лопастями на корму, вынимают их из уключин и выбрасывают за борт. Команда эта подается, если весла прихвачены штертами и не могут быть уложены в шлюпке по команде «Шабаш».
 
«Весла на валек».
    Гребцы поднимают весла лопастями вверх, ставят вертикально на дно шлюпки, разворачивают лопасти вдоль шлюпки и выравнивают их. Рука, обращенная к борту, будучи вытянута горизонтально и перпендикулярно к борту, должна держать весло в обхват у кожи, другая рука — ниже за валек. Весла поднимают, не вставая с места, нажимая одной рукой на рукоять, подхватывая другой под валек. Команда подается после прохода линии финиша на гребных гонках и для отдания чести начальникам в торжественных случаях.
 
«Легче гресть».
    Гребцы делают слабую проводку весел по воде, уменьшая этим ход шлюпки.
 
«Береги весла».
    Гребцы бдительно следят за лопастью весла, если нужно, несколько втягивая его внутрь шлюпки.
 
«Крюк».
    Баковые одновременно поднимают весла из уключин и кладут их на рангоут лопастями к корме, берут крюки и, стоя лицом к носу шлюпки, вертикально держат их внутренней по отношению к шлюпке рукой.
 
«Шабаш».
    Гребцы, закончив гребок, ставят весла перпендикулярно борту на уровне планширя, подложив одну руку под валек и другой нажимая на рукоять, вынимают весла из уключин, заносят их лопастями к носу и укладывают по бортям, начиная с баковых, загребные кладут свои весла последними сверху остальных. Затем гребцы вынимают уключины и их штертами прихватывают весла к борту. На распашных шлюпках весла укладываются лопастями в корму.
 
«Весла под рангоут».
    Команда подается для отдыха гребцов на шлюпках с вальковыми веслами. Гребцы закладывают рукояти весел под рангоут, оставляя весло в уключине. Лопасти должны быть выравнены в одной плоскости.
 
«Весла под планширь».
   Командуется на шлюпках с распашными веслами. Командуется в тех же случаях и выполняется так же, как и по команде «Весла под рангоут», только рукояти весел закладывают под планширь.
   Все команды, произнесенные без указания борта, относятся ко всем гребцам; для указания же борта прибавляют «правая», «левая», например: «Правая табань», «Левая на воду», «Левая суши весла», Правая весла на воду» и т. д.
   Все команды на шлюпке должны выполняться бесшумно (без стуков, разговоров и т. д.). Сначала действия отрабатываются в два или три счета, а по мере отработки — без разделений.
 
   Если обучение гребле ведется на три счета, то по команде «Раз» гребцы быстро заносят весла вперед за счет выпрямления рук и наклона корпуса к корме шлюпки, удерживая лопасти весел параллельно воде. При подходе лопастей к крайнему положению заноса они разворачиваются рукой, лежащей на вальке. По команде «Два» гребцы быстро опускают лопасти в воду на половину или на две трети длины лопасти и, отклоняясь всем корпусом назад, на вытянутых руках с силой проводят лопасти в воде, постепенно разворачивая валек на себя. По команде «Три» все гребцы делают рывок за счет быстрого сгибания рук и одновременно вынимают весла из воды. При этом они остаются в откинутом назад положении до подачи команды «Раз» и т. д.
  При первоначальном обучении темп гребли на шестивесельных ялах не должен превышать 26—28 гребков в минуту (для натренированных гребцов 32—34 гребка в минуту). 
  При движении на шлюпке приходится выполнять ряд маневров: подходить к берегу, трапу (причалу), бочке, плавающей мине и отходить от них в различных условиях погоды, становиться на якорь, оказывать помощь личному составу корабля, терпящему бедствие, спасать человека, упавшего за борт, и т.п. Каждый маневр должен быть рассчитан и выполняться с соблюдением мер безопасности.
   Шлюпка всегда должна быть исправной, полночью укомплектованной положенными предметами снабжения и иметь полный состав гребцов (при буксировке разрешается иметь в составе команды не менее трех гребцов). Выход шлюпки (отход от борта или причала) допускается только с разрешения вахтенного офицера (дежурного по кораблю). На переходах и при стоянке шлюпки должны соблюдаться все установленные правила плавания, нормы грузоподъемности и пассажировместимости (с учетом данных прогноза погоды).

Категория: Шлюпочное дело | Добавил: evgenicus (02/Июл/2013)
Просмотров: 1959 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Поиск

Конструктор сайтов - uCoz