Пятница, 10/Май/2024, 06:06
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
История флота [3]
Судовождение [1]
Навигация [2]
Лоция [0]
Шлюпочное дело [6]
Такелажное дело [2]
Морские обычаи, церемонии, этика [0]
Судовая механическая служба [0]
Учебные видеоматериалы [0]
МППСС-72 [9]
Теория и устройство судна [0]
Радиотехническая служба и связь [1]
Морское дело и научно-техническое творчество юношества [1]
Международное морское право. Руководящие документы [0]
Словарь морских терминов [0]
Пограммы [0]
Программы подготовки курсантов
Партнёры
Погода в Севастополе

ForPost - Севастопольский новостной портал

Севастополь в Интернет - каталог сайтов Севастополя




Независимое телевидение Севастополя

Телеканал 1 Севастопольский
 Каталог статей
Главная » Статьи » История флота

МОРСКИЕ СРАЖЕНИЯ.

 
    Морские просторы всегда давали свободу и широту действий любой державе, если она смогла создать мощный флот. Торговые линии, боевые походы с большой наживой, надежная защита своего побережья, портов, торговых судов – все получал победитель морского сражения.
    С момента, когда человек впервые сел в лодку, до сегодняшних дней, когда десятки тысяч огромнейших судов и кораблей одновременно находятся в Мировом океане, идет беспрерывная борьба за морское превосходство. Главным инструментом защиты интересов любого государства являются армия и военный флот, которые совершенствуются одновременно с развитием государства. История развития страны – это и история развития ее флота. Очень часто судьба и правителя, и всего народа той или иной страны зависит от готовности армии и флота стоять на защите своего отечества. Именно поэтому так много уделяют сегодня внимание развитию армии и военного флота.
    Морские завоевательные походы начались давно. Корабли с трудом преодолевали бушующие волны и неукротимый ветер, но любыми средствами стремились сражаться с кораблями неприятеля. Древние греки и римляне применяли в своих действиях не столько силу, сколько хитрость. У флотоводцев не было еще умения в управлении кораблями, но хватало военной мудрости. Флоты великих держав объединялись в союзы, противоборствовали и всегда стремились завоевать победу своим властителям. Морское сражение в эпоху древнего мира представляло из себя таранный способ поражения вражеских кораблей с последующим абордажем Корабли древних, представляя собой деревянные конструкции, уже тогда были прекрасно приспособлены к бою. Применялись метательные орудия, установленные на носу судна, воины осыпали неприятеля градом стрел. Пушки крепили особенным образом на кораблях, крепко привязывая их к бортам толстыми тросами. Пушки различались по длине дула и мощности зарядов. Символом принадлежности к тому или иному государству для любого судна являлся корабельный флаг. Флаги появились еще на кораблях Древнего Рима. Поднятый на корабле флаг означал готовность к бою, победе и призывал военные силы к сплочению. При поражении в бою сдавшееся судно отдавало свой флаг победителю.
 
Морская битва при Саламине.
    В ожесточенном сражении под Марафоном в сентябре 490 года до н.э. греки, защищавшие свое отечество, свои семьи и свою свободу, разбили превосходящего врага. Уцелевшие и бежавшие с поля боя персы вынуждены были вернуться в Азию. Но десять лет спустя персы начали новую военную кампанию против Греции, растянувшуюся на несколько десятилетий.
    В 480 году до н. э. персидский царь Ксеркс, славившийся своими многочисленными военными победами, готовился к длительному переходу из Малой Азии в Грецию. Он решил сразиться с греческим войском. Отправив сушей мощную армию, царь Персии приказал поддержать с моря свои силы и снарядил в поход персидские галеры. Но это были не персидские корабли, а союзный персам финикийский и малоазийский флот. У Персидского царства своего военного флота никогда не было. Корабли быстро пополнили свои запасы и спустя некоторое время галеры вышли к берегам Греции. Действиями греков управлял опытный военачальник Фемистокл. Дозорные сообщили ему о приближающемся многочисленном неприятельском войске и прекрасном оснащении их кораблей. Фемистокл понимал, что при всех боевых достоинствах своих воинов, справиться с флотом персов в море не удастся. Потому было решено устроить сражение в более удобном для греков месте. Был выбран пролив у острова Саламин. Лоцманы греков заранее хорошо обследовали пролив, глубины и мели в нем.
    28 сентября 480 года до н. э. флот Ксеркса с тяжелыми кораблями вошел в Саламинский пролив. Персы настроились на легкую и быструю победу. Местные воды не изучили, думая только о том, как побыстрее атаковать греков. Но следующие события для них стали совершенно неожиданными. Тяжелые и неповоротливые галеры персов, зайдя в узкий пролив, мешали друг другу, неловко разворачивались, уклоняясь от столкновений, и скоро совсем заблокировали фарватер. Суда застряли в узком фарватере и, сталкиваясь друг с другом, ломали о борта соседних судов длинные весла. В это время греки на легких триерах, прячась за бортами и прикрываясь от стрел щитами, приближались к неприятелю. Греческие воины быстро взяли на абордаж большинство судов противника. Они таранили неподвижные триеры с персами, ударяли по ним остроконечными выступами своих кораблей, ломали весла и мешали выстроиться к бою. Персы не смогли восстановить порядок в своем строю кораблей. Понадобилось всего несколько часов, чтобы греки разгромили превосходящий по силе персидский флот. Персидские корабли, избежавшие серьезных повреждений во время сражения, прорвались сквозь линию греческих судов и спешно ретировались, устремившись в открытое море. Вместо победоносного торжественного шествия персидские войска на всех парусах уходили как можно дальше, возвращаясь к берегам Малой Азии. Греки победили, но до окончания войны было еще далеко. В одержанной победе несомненна заслуга командующего флотом Еврибиада и Фемистокла, сумевших, используя маневренность своих кораблей, рассеять и разбить по частям опытный и сильный флот неприятеля. Важное значение имел моральный фактор –греки сажались за свое отечество, свои дома и семьи против агрессоров и захватчиков, которые оккупировали их страну, надругались над святынями и собирались лишить их свободы, очень ценимой эллинами. Эта победа еще сильнее сплотила греков, придала силы для дальнейшего сопротивления, предоставила возможность контролировать и прерывать морские коммуникации персидской армии. Персидский царь Ксеркс лично наблюдал за сражением. После поражения у Саламина с оставшимся у него флотом и частью армии он покинул Грецию и вернулся в Азию. Но в Элладе еще остались значительные сухопутные силы персов под командованием полководца Мардония.
    Через год, в 479 году, в сражении при Платее в Беотии они опять проиграли объединенным войском афинян и спартанцев под руководством Павсания и Аристида. Спустя еще 30 лет флот греков поставил окончательную точку в греко-персидской войне, разгромив союзника персов — финикийско-кипрский флот у одноименного города Саламин на восточном побережье острова Кипр.
 
Сражение при Лепанто.
    В XVI в. шла жесточайшая борьба за господство в Средиземном море. Самое острое соперничество было между Испанией и Турцией. В 1570 г. турецкий султан Селим II начал войну с целью захвата острова Кипр и дальнейших захватнических действий в Италии и Испании. Война получила название Кипрской и продолжалась с 1570 по 1573 год. Соперничество между Испанией и Венецией на море было очень выгодным турецкому султану. Но Римский папа Пий V сумел уговорить соперников к примирению и организовать испано-венецианскую коалицию против турков, которая получила название Священная лига, состав которой вошли Италия, Испания, папская область и итальянские княжества.
    Главнокомандующим союзным флотом был назначен 24-летний дон Хуан Австрийский. Турецким флотом командовал Муэзин-Заде-Али (Али-паша). Расходы по созданию коалиционного войска взяли на себя Испания, Венеция и Папа Римский. Пока союзники объединились в Мессине, пираты-турки грабили острова и порты. Но вскоре султан Турции приказал Али-паше прекратить разгромы и бесчинства и нанести серьезный удар по противнику, находившемуся в то время в Лепанто. Время играло на руку туркам - в октябре заканчивалась навигация гребного флота в Средиземном море и сражение могло не состояться. Хуан Австрийский же стремился немедленно вступить в бой с турками. Это сражение было желательно для христиан, но его не хотели турки.
    Турецкий флот уже 6 месяцев находился в море, был ослаблен рядом сражений против береговых укрепленных пунктов, очень нуждался в абордажных войсках. Флот же Священной Империи был снабжен лучшими тогда войсками в Европе - испанскими. Командующий союзным флотом Хуан, молодой и энергичный флотоводец, быстро сориентировался в ситуации и приказал построить флот особым образом. Перед сражением союзным кораблям надлежало выстроиться в линию длиной 5 миль, встать тесным строем так, чтобы галеры неприятеля не могли пройти между ними. Эскадрам союзников было приказано не удаляться друг от друга на расстояние, превышавшее 4 ширины галеры. Вперед были выпущены 6 галеасов с аркебузами на борту. Каждая эскадра была обеспечена цветным вымпелом – синим, зеленым, желтым или белым. Велся круглосуточный дозор, чтобы избежать всякого неожиданного нападения. Днем дозорные выходили вперед на 20 миль, ночью – на 8 миль. Была продумана помощь отстающим судами отвечал за нее начальник тыла. Грузовые нефы сформировали в отдельный строй, чтобы не мешать быстрому продвижению боевых кораблей. Вскоре разведка Хуана заметила парусный турецкий флот, причем раньше, чем турки заметили союзников. Перед выходом в море союзники пополнили запасы продовольствия.
    Флот союзников вышел в полном составе, в бой шли 203 галеры и 6 галеасов. На судах было до 80 000 моряков, среди которых 25 000 человек сражались при помощи аркебуз. В резерве ждали своего часа 38 галер. Союзники заняли порт Петал и, тем самым, отрезали турецким кораблям путь к отступлению. 7 октября 1571 года противники встретились у Лепанто. 7 октября 1571 года у мыса Скрофа при входе в Патрасский залив Ионического моря произошел морской бой, вошедший в историю под названием Лепантского. Бой начался в 11–12 часов дня с развертывания флота союзников. Турки выставили против союзных войск 230 галер и 66 галиотов. Только 2500 человек из 25 000 янычар были вооружены аркебузами, остальные были с луками. Турецкое командование выстроило суда в виде традиционного полумесяца и повело свои силы в наступление. Боевой порядок турок состоял из центра, двух крыльев и небольшого резерва (5 галер, 25 галиот). Наиболее слабым оказалось правое крыло (53 галеры, 3 галиота) под командованием короля Александрии Мегмета-Сирокко. Сильный центр (91 галера, 5 галис) возглавлял Али-паша, а левое крыло (61 галера, 32 галиота) — алжирский король Улуг Али. Правое крыло союзников под командованием Дория ушло далеко вперед и оторвалось от центра, а 8 галер сицилийского капитана Кардо отстали. После этого галеасы центра и левого крыла вышли вперед. Ветер стих, наступил штиль. Возникла опасность распыления союзных сил и Дон Хуан приказал атаковать гребцов-христиан и вручить им оружие. Сам же в это время в шлюпке с поднятым крестом в руке проходил вдоль линии судов, стремясь поднять моральный дух команд обещанием от имени папы отпущения грехов. Дон Хуан возвратился на флагманский корабль и поднял сигнал «к бою». Турки и союзники ринулись вперед навстречу друг другу. Турки со своей корабельной артиллерии стреляли дальше целей. Корабли союзников быстрее перемещались. Опасаясь окружения, дон Хуан сместился к левому флангу неприятеля, и в рядах его кораблей образовался разрыв, куда незамедлительно проникли легкие турецкие суда. На помощь подоспела венецианская эскадра. Вскоре в центре строя несколько кораблей сцепились бортами, и между противоборствующими сторонами завязалась рукопашная схватка. Возникло три очага сражения. Обстановка потребовала искусного маневрирования и взаимодействия боевых частей. На левом крыле туркам удалось окружить союзников. Из-за незнания местности союзный флот не сумел прижаться к отмели, и туркам удалось обойти его вдоль берега и атаковать с тыла. Начался абордажный бой, в ходе которого сказались преимущества союзников в численности и вооружении. К 12 часам 30 минутам правому крылу турок было нанесено поражение. Окружение не обеспечило успеха. С 12 часов боевые действия развернулись в центре. Здесь турки имели лучшие силы, и бой носил особенно упорный характер. В эпицентре сражения оказались флагманские галеры дон Хуана. Корабль флагмана турков попал под жестокий обстрел, и Али-паша погиб. На мачте взвился флаг дона Хуана, а голову капудан-паши подняли на копье. С 14 до 16 часов был завершен разгром турецкого флота. Главными на этом этапе были маневры Улуг-Али и Дория.  
    В кризисный момент Улуг-Али (левое крыло турок) с большей частью своих сил с внезапно повернулся к центру, атаковал и смял правый его фланг. Но союзники не растерялись. Дон Хуан, покончив с флагманским кораблем противника, устремился на помощь правому флангу. Одновременно вступил в бой резерв союзников (Круц) и с тыла приблизил правое крыло Дория. Назревало окружение судов и Улуг-Али бежал с 13 судами. Удалось вырваться и убежать еще 35 турецким судам. В ходе боя союзники потопили 20 галер противника, а 200 судов оказались их трофеями. Турецкое господство на Средиземном море закончилось. После сражения с турками было освобождено 12 тысяч невольников-рабов. Союзники потеряли свыше 7 тысяч человек. В этом бою взводом испанских солдат командовал и дважды был ранен Сервантес, автор «Дон-Кихота». Турки потеряли 30 тысяч человек и 224 корабля. Битва при Лепанто положила конец господству Турции в Средиземном море. Союзный флот одержал победу, но ее результаты не были использованы полностью. Вместо энергичных действий велись споры о дальнейших планах. Потеряв месяц, флоты союзников разошлись по портам. Турецкий султан получил возможность восстановить свой флот, и в следующем году турки уже построили 220 галер. Флот Турции вышел в море под командованием Улуг-Али и, действуя весьма осторожно, выиграл кампанию 1572 году. Священная лига распалась, и в марте 1573 года Венеция заключила договор с Турцией, по которому многое уступила туркам и выплатила большую контрибуцию. Турки вновь утвердили своё господство в восточной части Средиземного моря.
 
Разгром непобедимой армады.
    Соперничество англичан и испанцев на море достигло апогея. Испанский король Филипп II давно усердно планировал вторжение своих войск на территорию Англии. Его солдаты, почти 55 000 человек, с нетерпением ждали команды, начать высадку и сражение на английской земле. Результат борьбы зависел от плавания Непобедимой армады Филиппа II к берегам Англии. Плоскодонные суда вывели из Нидерландов для переправы через пролив Ла-Манш. Их насчитывалось до 150 кораблей, которые должны были перевезти многочисленную испанскую армию. Все военные силы, вооружение и продовольствие для будущего плавания сосредоточились в Санта-Круце в Лиссабоне.
    К весне 1587 г. все у испанцев уже было приготовлено к выходу в море и походу. Англичане не бездействовали. Королева Англии Елизавета I, получив секретное донесение об угрозе нападения, распорядилась готовиться к атаке испанского флота. 19 апреля 1587 г. английские суда тайно подошли к Лиссабону. Возглавил флотилию «личный пират королевы Елизаветы» Френсис Дрейк. Скреплял их многолетнюю дружбу взаимовыгодный договор - известный пират был волен господствовать на море, но должен был согласовывать свои действия и делиться богатой добычей с королевским двором. Корабли Дрейка достигли гавани Кадиса близ Лиссабона и через несколько часов успешно прорвали оборону испанских кораблей. Дрейк принялся истреблять корабли и продовольствие испанцев, в результате еще не вышедшей в море Непобедимой армаде был нанесен серьезный урон. Англичане разрушили 30 кораблей и уничтожили около 10 000 тонн приготовленного для похода провианта. Полученные потери вынудили испанцев перенести поход на год. Елизавета пыталась уладить конфликт мирным путем. Но Филипп II не отступал от своих намерений. И после этого королева создала тайный совет для разработки плана по уничтожению испанских захватчиков.
    В Плимуте англичане сконцентрировали 34 королевских корабля, 40 судов Дрейка и 8 пинасс первого лорда адмиралтейства Хоуварда. Непобедимой армаде готовили достойный ответ. 30 мая 1588 г. испанская армада вышла к Ла-Маншу. Ослабленная штормами, она продвигалась мимо английской военной базы в Плимуте. Воспользовавшись случаем, Дрейк завел свои корабли в тыл противника. Дрейк захватил первый испанский галеон «Розарио». Близ Портленда его эскадра разбила еще два галеона. Около Калы испанцев атаковали брандеры посеяв панику среди испанских моряков. Часть судов села на мель.
    У Гравелина   Непобедимая армада получила последний удар и ее просто не стало. Великая армада, названная Непобедимой, создавалась испанцами для войны на море с англичанами и былоасамым крупным военным флотом в мире в период с 1586 по 1588 год.
 
Гангутское морское сражение.
    В ходе Северной войны между Россией и Швецией, затянувшейся почти на двадцать один год, Балтийское море превратилось в место наиболее жестоких военных столкновений кораблей шведов и российских. Данное при Гангуте морское сражение стало первой крупной победой регулярного флота России.
    Пётр I высоко оценил ее значение и влияние на ход истории, приравняв по значимости к Полтавской битве. 20 мая 1714 г. Пётр I приказал военным кораблям приготовиться к выходу в море. 99 галер приняли на свои борта десант из 13000 солдат. И эскадра в полном вооружении вышла из Петербурга в Швецию. Ставилась задача поддержать сражавшиеся на территории шведов сухопутные войска. Командующий шведами, получив информацию о надвигавшейся опасности, навстречу русскому флоту выслал шведскую эскадру в составе шести линейных кораблей, двух фрегата, двух бомбардирских кораблей и девяти гребных судов.
    Королем Карлом XII было приказано встретить русских и задержать их войска у мыса Гангут. Флот русских уступал еще шведам и численно, и в мощью. Пётр понимал, разбить неприятеля в открытом сражении очень трудно. Но для выхода из положения Пётр I приказал проложить через перешеек полуострова Гангут деревянный настил длиной 2 км. Российские корабли-скампавеи требовалось волоком перетащить в Абосские шхеры. Шведы в ответ разделили свои морские силы на два отряда. Первая часть направилась к бухте, где ожидали переправы корабли Петра I. Вторая - поспешила в Абосские шхеры на место спуска скампавей. Флот Петра не стал ожидать нападения шведов и первым атаковал противника 7 августа 1714 года.
    Прорыв начали 35 галер, подошедших морем к мысу Гангут. Шведы не смогли сдержать натиск русских кораблей, и эскадра обогнула мыс. В полудень скампавеи, успешно перенесенные через перешеек, соединились с галерами и атаковали основной флот шведов. Шведы с большим трудом сдерживали мощный натиск русских кораблей. Но им удалось отбить первую и вторую фронтальные атаки россиян, а третья закончилась их полным поражением. В плен было захвачено 587 шведских моряков. Прорыв русских в Швецию состоялся. С того времени русская сухопутная армия могла рассчитывать на надежную поддержку с моря.
    Решительные действия флота Петра I обеспечили русским полную свободу действий в Финском и Ботническом заливах Балтийского моря. Но Северная война была все еще далека от завершения.
 
Чесменское сражение.
    Русская победа в Чесменском сражении 1770 г. гремела на всю Европу. Против мощного турецкого флота выступил тогда русские парусные корабли под командованием графа А. Г. Орлова. Историческое морское сражение шло более двух дней. Два стратегически важных боя предстояло провели русские моряки. Морские военные действия русских с разгромом турецких кораблей были проведены в Хиосском проливе, а закончились окончательным крахом турецкого флота в Чесменской бухте. Мощь противника не привела в замешательство русских моряков. Хотя, корабли турок перед боем представляли собой весьма внушительное зрелище. Две дуги образовали турецкие эскадры на море. Под командованием Ибрагима Хасан-паши в бой было подготовлено 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и 50 вспомогательных судов. Общее число орудий на кораблях турок составило 1400 единиц. Это в два раза превысило русское вооружение. Несмотря на такое несоответствие сил противоборствующих сторон русские адмиралы приняли решение атаковать.
    24 июня 1770 года русская эскадра выстроилась кильватерной колонной в Хиосском проливе и нанесла удар по неприятелю. Разбив турецкие корабли первой линии, русские корабли двинулись дальше и атаковали вторую линию обороны кораблей турков. Командиры русских кораблей имели приказ стрелять в строго определенную цель.
    План военных действий руководившего боем адмирала Спиридова существенно отличался от принятой тогда традиционной линейной тактики Европы. Встречный артиллерийский огонь турок попадал по парусам и рангоутам и не наносил существенного вреда русским судам. В результате турецкий флагманский корабль был подожжен, остальные же турецкие корабли охватила паника. И с трудом турки сумели отступить в Чесменскую бухту. Первое морское сражение длилось два часа. В результате русские вышли победителями, потеряв всего один корабль. Ночная атака русской эскадры стала следующей тактической находкой.
    Ночью 26 июня российские корабли неожиданно открыли шквальный артиллерийский огонь. И корабли турок, стоявшие на якорях, занялись огнем подобно факелам. Ответные выстрелы со стороны турецкой эскадры стихли. В бой вступили русские брандеры, атаковавшие неподвижные неприятельские суда. Утром моряки турецкого флота, оставшиеся в живых, покидали место сражения, оставив многочисленные обугленные суда.
    Блестящая победа при Чесме принесла графу Орлову орден Святого Георгия I степени и титул графа Чесменского. Адмирал Спиридов был заслуженно награжден высшей наградой Российской империи – орденом Святого Георгия II степени. Адмирал Спиридов так докладывал президенту Адмиралтейств-коллегии о произошедшем морском сражении: «Честь Всероссийскому флоту! Неприятельский военный флот... атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге... господствующими».
 
Штурм острова Корфу.
    Летом 1798 г. великий русский адмирал Ф. Ф. Ушаковым получил приказ отправиться в Константинополь, объединиться с союзным турецким флотом и напрвить все совместные боевые действия против Франции. Совместная военная кампания дала освобождение от французов Ионических островов и взятие острова Корфу. Главная крепость на острове Корфу была прикрыта с моря горными возвышенностями острова Видо.
    С 8 ноября 1798 года объединенная эскадра турецкого и российского флотов начала осаду крепостей. Блокада продолжалась три с половиной месяца. Многие пришлось пережить морякам в холодный зимний период. В феврале 1799 года было получено подкрепление, и русско-турецкий флот стал готовиться к штурму. Были разработаны условные сигналы для управления кораблями во время боя. Тщательно продумали план действий, по которому первый удар планировалось нанести по острову Видо.
    18 февраля 1799 г. спланированная операция прошла блестяще. Шквальный огонь фрегатов флота смел береговые батареи и укрепления. На Видо быстро высадился десант и через несколько часов ожесточенного боя остров был взят. Выставленные на Видо русские батареи начали мощный обстрел крепости Корфу. Французы не смогли устоять. 19 февраля осажденная крепость капитулировала. Падение крепости Корфу дало полное освобождение архипелага от французов.
 
Трафальгарское МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ.
    (1805 ГОД) Амьенский мир, заключенный в марте 1802 г., не освободил от противоречий Англию и Францию. Желая присоединить к себе французские колонии и установить полное господство в Европе, Англия в мае 1803 г. вновь вступает в войну с Францией. В декабре 1804 г. в союзе с французами выступила Испания. План захвата колоний Англии на Среднем Востоке и в Индии, что привело бы к крушению ее могущества, провалился. Наполеон , принявший 2 декабря 1804 г. титул императора Франции, изменил формы борьбы против Англии, было решено нанести главный удар именно по Англии, вторгшись десантом своими войсками на Британские острова.
    Перед началом военных действий союзные силы франко-испанского флота составляли около 85 линейных кораблей в противовес 105 английским кораблям. 15 сентября 1805 г. адмирал Нельсон вышел в море на флагманском корабле «Виктор» на соединение с эскадрами Коллингвуда и Кальдера. 19 октября французы под командованием Вильнева выступили из Кадиса, но корабли Нельсона преградили им путь.
    Французские суда двигались к Гибралтару, но впереди расположился мощный британский флот. Вильнев решил вернуться, но англичане уже ринулись в атаку. Встреча противников произошла утром 21 октября на параллели Трафальгар, в 10 милях от Кадиса. Франко-испанский союзный флот шел со скоростью 3–4 узла. Адмирал Вильнев, обнаружив за горизонтом английскую эскадру, в 8 часов повернул обратно, чтобы при неудачном исходе боя укрыться в Кадисе. Поворот союзной эскадры продолжался почти два часа. Был слабый ветер. К тому же сыграла злую роль плохая подготовка командиров кораблей - строй кильватерной колонны после поворота нарушился, что потом не позволило многим кораблям использование своего оружия в бою. Разгадав замысел Вильнева уклониться от сражения и укрыться в Кадисе, Нельсон решил немедленно атаковать противника. Погода вполне благоприятствовала этому - дул слабый вест-норд-вест и с запада шла крупная океанская волна.
    Английские корабли, сближаясь с эскадрой противника под почти прямым углом, шли более полным ветром, чем корабли союзников, принимавшие вдобавок крупную океанскую волну бортом и имевшие от этого сложности в управлении кораблями и ведении прицельной стрельбы. С другой стороны, движение английской эскадры, сближавшейся с противником под курсовым углом, близким к 90 градусам, ставило их в крайне невыгодное положение. Англичане практически лишались возможности использовать свою артиллерию в период сближения, а неприятель мог поражать их продольными залпами. Важно это было особенно для флагманов, «Виктория», со штабом Нельсона, и «Ройал-Соверен» Коллингвуда. В 12 часов Нельсон поднял сигнал с распоряжением о начале сражения. Флагманский корабль Коллингвуда «Ройал-Соверен» первым приблизился к противнику вплотную и около 12 часов 30 минут прорезал его строй под кормой шестнадцатого корабля с конца колонны.
    За ним поочередно стали прорезать строй союзного арьергарда и остальные плодчиненные ему корабли. При прорезании строя англичане с коротких дистанций давали с обоих бортов мощные продольные залпы, причиняя кораблям противника сокрушительные повреждения в корпусе и нанося большие потери в людях. Англичане вели огонь по противнику примерно в три раза быстрее, чем союзники, что сказалось на результатах боя, в котором решающую роль играла артиллерия. Из-за ошибки в маневрировании 15 английским кораблям на главном направлении пришлось вести бой с 16 кораблями союзников. Кроме того, англичане не смогли добиться и одновременности атаки. Их корабли вступали в бой одиночно и с большими промежутками по времени, что ставило их в очень сложное положение, потому что противник мог сосредоточивать против них превосходящие силы. Но союзники не использовали и этой возможности. В 13 часов вступила в бой колонна Нельсона. Первым прорезал строй линейный корабль «Виктория», который шел за кормой флагманского корабля Вильнева «Бюсантор» и дал по нему продольный залп. Вслед за ним один за другим вступили в бой и остальные корабли колонны, давая продольные залпы по союзникам. После прорезания строя корабль Нельсона подвергся одновременно ожесточенному артиллерийскому и ружейному обстрелу с нескольких кораблей противника, окруживших его. В бою адмирал Нельсон был смертельно ранен и умер еще до окончания боя. С этого момента боевые ордеры кораблей совсем нарушились. Командиры самостоятельно выбирали корабли противника и вели с ними артиллерийский бой на очень коротких дистанциях, в несколько метров. В этих условиях превосходство английских комендоров и скорострельность артиллерии сыграли решающую роль для исхода сражения. К 15 часам бой достиг наибольшего напряжения. Англичане успели ввести в действие только 14 кораблей против 23 кораблей противника. Несмотря на то, что англичане к этому времени добились известного успеха, захватив в плен несколько союзных кораблей, все же положение их было сложным. Многие корабли англичан имели такие серьезные повреждения, что уже не могли продолжать бой. Если бы авангард союзников вовремя пришел на помощь своему Центру, а арьергард, где в основном находились испанские корабли, проявил бы больше упорства и настойчивости в достижении поставленной цели, то неизвестно, как бы закончилось сражение. Но этого не произошло. Несмотря на неоднократные сигналы Вильнева повернуть на обратный курс и идти на помощь, Авангард союзного флота фактически не выполнил этого приказания и подошел к месту с частью своих кораблей тогда, когда исход сражения был обращен в пользу англичан. Одиннадцать кораблей арьергарда союзников, воспользовавшись ошибкой Коллингвуда, направившегося своими кораблями навстречу приближающемуся с севера авангард противника, вышли из окружения и вместо оказания помощи центру ушли в Кадис. К 17 часам 30 минутам сражение закончилось полной победой англичан. Союзники потеряли 18 кораблей (из них 1 уничтожен, 17 взяли в плен) и около 7 тысяч человек убитыми и раненными. Англичане потеряли до 2 тысяч человек, а их корабли были так повреждены, что не смогли привести в свои базы захваченные в плен союзные корабли. Некоторые из них затонули, а другие на следующий день были отбиты французами.
    Победа английского флота в Трафальгарском сражении объяснялась несколькими причинами. У англичан были хорошо подготовленные экипажи, и в первую очередь артиллеристы. Командовал флотом англичан опытный и энергичный командующий, который хорошо знал слабые стороны неприятельского союзного флота, умело использовал их для достижения своей победы. Разработанный англичанами план сражения основывался на применении новых, более решительных способов атаки и тактических приемов использования корабельной артиллерии. Командиры английских кораблей пользовались в бою широкой инициативой. Трафальгарское сражение стало одним из крупнейших боев европейских флотов периода парусного флота.
 
Синопское сражение.
    В ноябре 1853 г. турецкая эскадра Осман-паши, перевозившая десантные войска и состоявшая из 7 фрегатов, 3 корветов, 2 пароходофрегатов, 2 бригов и 2 транспортов, направилась из Стамбула в Сухуми. Но в пути эскадру застал шторм и турецкие суда укрылись в Синопской бухте под охраной береговых батарей. Командованию русского флота очень быстро удалось получить точные сведения о местонахождении неприятельского флота, и вице-адмирал П. С. Нахимов срочно направил в Синоп свои корабли.
    Была сложная штормовая погода, и потому эскадра Нахимова в походе к Синопу не избежала столкновения со шквалистым ветром и бурей. Выдержав испытание морской стихии, без повреждений остались только три русских линейных корабля. Поэтому русские корабли перекрыли вход в Синопскую бухту, приняв решение подождать с атакой турков, дождаться прихода дополнительных военных подкреплений кораблями. Прибывшая вскоре группа кораблей под командованием контр-адмирала Ф. М. Новосильцева включала 2 фрегата и 3 линейных корабля. На военном совете приняли решение разбить турецкие суда, не выпуская их из порта.
    Линейные корабли русских флотоводцев выстроили двумя колоннами по три в каждой, что дало в возможность легче уклоняться от встречного огня. Командир каждого корабля действовал по полученному подробному плану военных действий, разработанному адмиралом Новосильцевым. Было приказано выдерживать короткую дистанцию между кораблями, чтобы использовать мощный целенаправленный артиллерийский огонь нескольких кораблей, направляя его в одну неприятельскую цель. 18 ноября в шквалистую ветряную и проливную погоду русская эскадра вышла вперед и устремилась в атаку. В 12 часов 28 минут турецкий флагман «Ауни-Аллах» открыл огонь. Русские направили свою артиллерию на неприятеля, стреляя на поражение и прорываясь вперед под мощным огнем турков. После получаса интенсивной артиллерийской перестрелки заполыхал турецкий флагман «Ауни-Аллах», а за ним занялся и фрегат «Фазли-Аллах».
    Линейный корабль «Париж» под командованием капитана I ранга В. И. Истомина уничтожил два турецких судна. Сильный и меткий огонь русской артиллерии позволил за несколько часов разбить береговые батареи турков. На мель был выброшен поврежденный турецкий фрегат «Несми-Зафер», был уничтожен «Навек-Бахри». Покинуть место разгрома у турков сумел лишь пароходофрегат «Таиф», скорость которого превысила все возможности хода русских парусных кораблей. В сражении эскадра русских не потеряла ни одного корабля. Некоторые суда русских вышли из боя, имея довольно серьезные повреждения. Турецкое укрепление, находившееся в Синопской бухте, было полностью уничтожено. Победой закончилась долгая история парусников, и настало время мощных пароходов.
Категория: История флота | Добавил: evgenicus (02/Июл/2013)
Просмотров: 2465 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Поиск

Конструктор сайтов - uCoz