Развитие самоуправления в
учебном заведении тесно связано с темой
прав человека. Современная флотилия работает в условиях глубоких изменений в
украинском обществе. Эти изменения необходимо учитывать при построении
образовательной политики. Права человека – это относительно новое явление, как
для нашего общества, так и для всей системы школы. В нашей стране в течение
нескольких десятилетий человек находился в условиях жесткой подчинённости
государству. В этих условиях о правах человека не могло быть и речи: человек –
винтик государственной машины. Советская школа была
призвана готовить человека к жизни именно в этих условиях. Поэтому она была
построена на тех же принципах, что и государство. Точно так же, как и в большом
государстве, ученики, педагоги и родители не могли оказывать существенного
влияния на школьные порядки. Ученики приобретали опыт дисциплины,
подчинённости, и успешно встраивались в реалии советского государства.
Но построение
демократического правового государства в огромной степени определяется уровнем
правовой культуры общества. От активности самих людей в защите своих прав
зависит улучшение ситуации с правами человека в нашей стране.
Изменения в обществе
требуют и изменений у нас во флотилии. Перед КВУЗ «СДМФ» стоит непростая задача
преодоления авторитарных традиций, сформированных десятилетиями. Если мы хотим,
чтобы флотилия готовила ребят к жизни в демократическом правовом государстве,
то она должна быть основана на демократических ценностях и уважении к правам
человека.
В этом – сверхзадача
современного учебного заведения: выпускать в жизнь новые поколения граждан,
способных внести вклад в построение демократического общества и правового
государства.
Обсуждению именно таких вопросов
было посвящено учредительное заседание старшинского состава севастопольской
детской морской флотилии имени Н.Г.
Кузнецова, которое состоялось 16 ноября.
Одним из важнейших прав
человека является право на участие в управлении делами государства. Не случайно
у наших воспитанников, педагогов и родителей есть право на участие в управлении
СДМФ. Это право было закреплено в Законе «Об образовании», но так и не
реализовано в подавляющем большинстве учебных заведений
Именно участие педагогов,
учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь
флотилии измениться, стать более демократичной, соответствующей современным
реалиям. По украинскому законодательству, управление образовательным
учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Это означает,
что СДМФ должна выполнять социальный заказ, формируемый из двух источников: с
одной стороны, государства, с другой стороны, общественности в лице участников
образовательного процесса – воспитанников, родителей и педагогов. Директор КВУЗ
«СДМФ» должен перестать быть единственным источником власти, а стать хорошим
менеджером, который справляется с выполнением заказа государства и органов
ученического самоуправления.
Прошлые традиции мешают
правильно понять суть современного самоуправления. Пора перестать путать
самоуправление с дежурствами, сборами макулатуры, построениями и праздничными
концертами. Сегодня самоуправление воспитанников – это способ осуществления
права на участие в управлении образовательным учреждением. Самоуправление не
может подчиняться администрации учреждения, наоборот, оно, в определенной
степени, влияет на её работу.
Сегодня есть масса
вопросов, которые имеют разные варианты решения, и от выбора которых зависит
жизнь воспитанников. Нужно стремиться решать большинство этих вопросов с учетом
мнения органов самоуправления. Самый простой способ создать в СДМФ систему
ученического самоуправления – это определить круг вопросов, который
администрация флотилии не будет решать
без совета с представителями воспитанников. Если директор, перед тем, как
принимать решения, касающиеся воспитанников, будет приглашать Совет старшин и
советоваться с ним, прислушиваться к мнению ребят, то воспитанники увидят:
самоуправление – это не формальность, это способ повлиять на политику учреждения.
В этой ситуации, им будет небезразлично, кто представляет их интересы в совете.
Постепенно, не сразу, самоуправление будет набирать вес, становиться
престижным, расширять сферу своего влияния. Это будет означать, что юные моряки
перестали быть в СДМФ чужими, и перестали считать свою флотилию чужой. А это
– уже совсем другое учебное заведение.
Мы говорим о правах
человека и самоуправлении во флотилии не из-за того, что это записано в неких
документах, и потому должно выполняться. СДМФ
сама заинтересована в том, чтобы как можно скорее перестроить свою
работу на основе ценностей прав человека.
Флотилия, в центре
внимания которой – ценность человеческой личности, будет более востребованной
воспитанниками и родителями. Каждая конкретная школа сможет сохранить свои
позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и
родителей. Права человека и самоуправление – необходимые слагаемые успеха
учебного заведения на этом пути.
Поэтому старшинскому составу флотилии руководством было предложено начать этот путь к самоуправлению,
а также создать Совет старшин КВУЗ «СДМФ», членами которого должны стать старшины
групп в кружках.
Кроме этого Совет старшин
принял решение по ряду важных вопросов:
1. С целью развития
системы самоуправления в КВУЗ «СДМФ»
учредить Совет старшин, членами которого становятся старшины групп и кружков
флотилии.
Голосовали: «За» -
единогласно
2. Выборы Председателя и заместителя председателя Совета старшин
КВУЗ «СДМФ».
Предложены кандидатуры со
стороны участников заседания:
3. Председатель Совета –
Нефедов Александр (кружок судоводителей)
4. Заместитель председателя Совета – Пешкова
Ангелина (кружок судоводителей)
5. Избрать председателем
Совета старшин кружков КВУЗ «СДМФ» Нефедова Александра.
6. Избрать заместителем
председателя Совета старшин кружков КВУЗ «СДМФ» Пешкову Ангелину.
7. О подготовке
торжественных мероприятий в СДМФ,
посвященных Новому году
8. Провести 30.12.13 г. в
здании СДМФ праздничный концерт силами воспитанников.
9. Провести 30.11.13 г.
подведение итогов первого и второго
этапа Конкурса детского творчества с награждением лауреатов ценными подарками
от спонсоров и грамотами от администрации СДМФ.
На этом Совет старшин
завершил свою работу.
Ангелина Пешкова
По материалам заседания совета
|