Еще накануне Дня скорби и памяти к журналистам обратился капитан 2 ранга в отставке Андрей Ефимович Мозговой, в прошлом начфиз 30-й дивизии надводных кораблей – ведущего корабельного соединения Черноморского флота. Пришел с тем, чтобы напомнить о предстоящем шлюпочном походе, который традиционно проходит 22 июня.
– Он должен пройти 32-й раз, – отметил Андрей Ефимович, – просим осветить это патриотическое и спортивно-воспитательное мероприятие, которое мы проводим уже многие годы…
Заметим, что капитан 2 ранга в отставке Мозговой не раз был командиром шлюпочных походов, причем в разные годы. Сегодня командирствовать не позволяют возраст и ослабленное здоровье, и он передал эстафету «главному шлюпочнику» Черноморского флота, известному флотскому тренеру, мастеру спорта международного класса по гребно-парусному спорту капитану 3 ранга в отставке Борису Сосновскому, на счету которого десятки важных побед как всесоюзного, всероссийского, так и международного уровня, сотни воспитанников.
…22 июня ровно в 11 часов под проливным дождем на Графской пристани началась церемония отдания памяти погибшим в годы войны с участием пяти экипажей шлюпок, ветеранов Великой Отечественной войны, Черноморского флота, воспитанников и преподавателей Севастопольской детской морской флотилии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова во главе с её руководителем офицером запаса Александром Осокиным, юных спортсменов и преподавателей ДЮСШ яхт-клуба Центра морской и физической подготовки ЧФ. Ребята не побоялись дождя, и намеченное мероприятие состоялось. Правда, немного в ином, укороченном формате.
Было построение экипажей, рапорт командира похода капитана 3 ранга в отставке Бориса Сосновского председателю Гагаринского районного отделения Союза советских офицеров капитану 2 ранга в отставке Андрею Мозговому. А далее был эпизод, о котором нельзя говорить без волнения. Экипаж из самых юных участников похода в бескозырках, синих суконках и черных флотских брюках с автоматами, гранатами, Военно-морским флагом стал на причале Графской пристани у самого среза воды рядом со шлюпками. Их командир капитан 1 ранга запаса Владимир Макеев скомандовал: «Автоматы и гранаты приготовить к бою, ленточки – в зубы… В атаку вперед!»
И юные мальчишки, как их прадеды, зажав в зубах ленточки бескозырок, с автоматами наперевес, с гранатами в руках пошли на штурм высоты вместе со своим командиром капитаном 1 ранга запаса Владимиром Макеевым. Надо было видеть их наступательный порыв. Признаться, давно такого не видел, не чувствовал.
После штурма высоты – еще одно построение, общее фотографирование, и экипажи устремляются к своим намокшим от дождя шлюпкам. Ни тени брюзжания или недовольства. Слышу, как Борис Леонидович Сосновский и Андрей Ефимович Мозговой говорят ребятам: «А разве в войну было легче?». Да, в войну было намного труднее. Об этом ребятам накануне, учитывая маршрут похода памяти, рассказали их наставники - Александр Осокин, Андрей Мозговой, командиры шлюпок капитаны 1 ранга в отставке Владимир Бойко, Владимир Макеев, капитан 3 ранга в отставке Борис Сосновский, капитан-лейтенант запаса Евгений Шулятьев.
…В первый день обороны нашего города рано утром, примерно в 4 часа, фашистские самолеты стали бомбить Севастополь и сбросили бомбовые мины в бухту Северная и Южная для того, чтобы корабли не могли выйти из бухт. Первая бомба была сброшена на ул. Подгорная, где каждый год традиционно вспоминают об этом. Были жертвы и раненые. 22 июня буксир «Спасательный» в районе Карантинной бухты подорвался на мине и затонул, погибли 26 человек, спаслись 5 человек. Это первая потеря личного состава Черноморского флота. 24 июня за боновыми воротами подорвался двадцатитонный кран, погибли 9 человек. 1 июля эсминец «Быстрый» при выходе из бухты за боновые заграждения подорвался на мине и выбросился на камни, погибли 24 человека, ранено 81. Эсминец «Свободный» 10 июня 1942 года учувствовал в транспортировке конвоя, охранял транспорт «Абхазия». 10 июня 1942 года авиация противника обнаружила эсминец «Свободный» и нанесла бомбовые удары. В результате погибло 59 человек. В 1948 году оставшиеся в живых поставили памятник эсминцу «Свободный» на мысе Павловский, где мы сегодня почтим память погибших моряков. 12 ноября 1941 года 28 фашистских бомбардировщиков атаковали стоящий у Графской пристани крейсер «Червона Украина». В результате две бомбы попали в цель. У корабля были две большие пробоины. Крейсер принял тридцать тонн воды и сел носом на грунт. Экипаж боролся за живучесть корабля. Личный состав крейсера вел огонь по противнику. Во время боя погибли 23 человека. По приказу командующего Черноморским флотом вице-адмирала Октябрьского личный состав покинул корабль. Водолазные специалисты сняли башенные орудия с крейсера «Червона Украина». Тяжелая работа велась круглые сутки. Демонтированные орудия крейсера были установлены на батареи в районе Мекензиевых гор, на Максимовой даче, у хутора Дергачи. Личный состав крейсера «Червона Украина» до последних дней и ночей защищал наш Севастополь...».
В рассказе не случайно фигурирует буксир «Спасательный», на котором погибли 26 человек. Среди погибших оказался и родной дядя Бориса Сосновского – Борис Андреевич Сосновский. Он 19-летним юношей начал свой путь моряка на буксире «Спасательный» Черноморского флота. Борис Леонидович Сосновский долго искал следы дяди и нашел его фамилию на одном из памятников, установленных в бухте Севастополя. Вот такая параллель. Сегодня племянник отдает дань память и уважения в том числе родному дяде.
Походы памяти проходили в разных форматах. Например, с участием Московской «Навигацкой школы», когда несколько десятков кадетов проходили практику в Севастополе под руководством капитана 2 ранга запаса Вячеслава Гоголя. Или с участием общественной организации «Эпрон-клуб», научным руководителем которой является капитан 1 ранга в отставке Александр Жбанов. Сегодня пять экипажей. Два из Центра морской и физической подготовки ЧФ, где старшим Борис Сосновский, и три из Севастопольской детской морской флотилии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Всего с учетом ветеранов и родителей ребят более шести десятков человек. Было бы больше, не подведи погода.
…Одна за другой шлюпки отходят от пирса. Вот они выстроились в линию. Следует команда возложить цветы на воду. Красные гвоздики, словно капли крови, ложатся на воду. За церемонией наблюдают не только с Графской пристани, но и пассажирских катеров, стоящих у пирса. Оттуда тоже дают звуковой сигнал в память о погибших защитниках и освободителях Севастополя. Гребцы ставят весла на валек.
Чуть погодя, ребята налегают на весла, и шлюпки идут по указанному их командирами маршруту. Их ждали Павловский мыс, где высится обелиск эсминцу «Свободный», места гибели других кораблей и судов Черноморского флота. Ребята проходили мимо сегодняшних кораблей и судов ЧФ, и моряки-черноморцы приветствовали их.
…Я наблюдал за ходом похода памяти и думал: хорошо, что живет эта добрая традиция. Это и воспитание патриотизма у нашей молодежи, и закалка характеров, и получение практических навыков гребли и управления шлюпкой. А как иначе, ведь наш город – не просто морской. Это «гордость русских моряков!».
Уже позже, когда ребята завершили шлюпочный поход, его командир назвал отличившихся гребцов. Это Павел Куличенко – победитель первенства России среди юношей по морскому многоборью, Владимир Чабану (его мама Наталья Чабану была командиром одной из шлюпок) – победитель чемпионата ЧФ и кубка России по гребле на шестивесельных ялах. Из Севастопольской детской морской флотилии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова Александр Осокин отметил Григория Сажая, Ангелину Пешкову, Сергея Тарасова.
Владимир ПАСЯКИН
|